Эпилептология

Эпилептология = это направление в неврологии , которое занимается изучением и лечением эпилепсии. Практические врачи, как правило, имеют специализацию по неврологии (реже — по психиатрии), однако получают дополнительное образование, углубленно изучив пароксизмальные расстройства, электрофизиологию, нейровизуализацию, фармакологию антиэпилептических средств, генетику и социальную реабилитацию пациентов. Такая всесторонняя подготовка необходима для работы с пациентами с редкими, тяжелыми формами эпилепсии, а также при неэффективной стандартной терапии.

Консультация эпилептолога необходима при следующих симптомах:

• Потеря сознания с судорогами или без,
  • Утренний тремор в руках,
  • Необычное поведение, или эпизоды дезориентации,
  • Частичная утрата сознания,
  • Судорожные явления, подергивания при температуре,
  • Необычное поведение во сне,
  • Вы планируете беременность, и у Вас установлен диагноз эпилепсия.

Среди эпилептологов более узкой специализацией обладают детские эпилептологи. Лечение детей может значительно отличаться от лечения взрослых, так как именно в детском возрасте встречается много особых форм эпилепсии, а также могут требоваться другие препараты для лечения эпилепсии именно в этом возрасте.

Целью лечения является полное прекращение приступов или сведение их к минимуму при отсутствии значительных нежелательных эффектов противоэпилептических препаратов. Часто на подбор оптимального режима приема препаратов под наблюдением эпилептолога уходят многие месяцы.

Эпилептолог — это невролог или психиатр, являющийся экспертом в диагностике припадков и пароксизмальных расстройств, в лечении эпилепсии, в применении противоэпилептических препаратов (антиконвульсантов), а также в ведении особых пациентов с эпилепсией (больные с неконтролируемыми — резистентными — формами эпилепсии, беременные женщины, дети).

Эпилепсия – хроническое неврологическое заболевание, которое характеризуется повторяющимися, возникающими внезапно, эпилептическими приступами. В зависимости от формы эпилепсии, приступы проявляются в виде двигательных, чувствительных, вегетативных, психических нарушений. Приступы могут сопровождаться нарушением сознания различной степени. Некоторые формы эпилепсии проявляются только или преимущественно нарушениями сознания – абсансами, с минимальными двигательными симптомами. Наиболее драматический характер носят генерализованные тонико-клонические приступы – утрата сознания, затем общее тоническое напряжение тела, с последующими ритмичными разгибательными движениями конечностей (клониями).

Эпилепсия может носить наследственный характер, или быть приобретенной. Наиболее часто причиной приобретенной эпилепсии является поражение мозга, например черепно-мозговая травма, или повреждение головного мозга при осложненных родах.

Диагноз «эпилепсия» вызывает чувство суеверного страха, обреченности и отторжения у окружающих. Все это связано со многими факторами - мнение о неизлечимости эпилепсии, "устрашающими" клиническими проявлениями болезни (крик, внезапное падение, судороги всего тела, непроизвольное мочеиспускание и т.д.), страхом развития нервно-психических нарушений (в том числе умственной отсталости), постоянным ожиданием приступа и невозможностью его контроля, неверием в возможности современной медицины, страхом передачи болезни по наследству.

Все это мифы, которые, к сожалению, занимают значительное место в современном мире. Эти мифы рождаются из-за отсутствия достоверных знаний по данному вопросу. Отчасти все эти предубеждения идут из глубины веков. Так, в Греции и Риме была распространена точка зрения, что эпилепсия является заразной «священной болезнью» и связана с вселением в тело дьявола. Считалось, что эпилептик был "нечистым": любой, кто прикасался к нему, становился добычей демона. Античные авторы отмечали, что больной эпилепсией жил в обстановке стыда, презрения и горя. В Х-ХI веках для обозначения эпилепсии появился термин "падучий дьявол", а затем - "падучая болезнь". В XIII веке церковью распространялась точка зрения, что «падучей болезнью» можно заразиться через дыхание больного.

В настоящее время, понятие «эпилепсия» низведено до ранга пароксизмального (а точнее, судорожного) синдрома, а психические расстройства нередко рассматриваются как случайно сочетающиеся с припадками . Существующие расхождения между психиатрами и неврологами о так называемой доброкачественности, или прогредиентности, течения эпилепсии заключается в оценке последними прогноза заболевания исключительно по динамике ее пароксизмальных проявлений («контроль над припадками») и результатах нейрофизиологического обследования.

При этом часто недооцениваются такие облигатные признаки эпилепсии как, «простые парциальные припадки с нарушением психических функций», вегетативно-висцеральные припадки, аффективные расстройства, характерологические изменения, мнестические расстройства, нарушение мышления и т.д.

Несмотря на частоту психических нарушений при эпилепсии, до настоящего времени не уточнено их место в клинике и динамике заболевания. В последнее время стал формироваться новый подход к изучению влияния эпилептического процесса на функциональное состояние мозга, в котором используются определенные психопатологические нарушения (тревожные, депрессивные, поведенческие, идеаторные, коммуникативные и т.д.), вызванные эпилептической активностью при отсутствии эпилептических припадков в связи с концепцией «эпилептической энцефалопатии».

Главное, что контроль над приступами позволяет пациенту вести обычный образ жизни, практически ничем не отличающийся от жизни окружающих людей. Исключением являются некоторые правила поведения – режим сна, питания, отдыха и приема препаратов; полное исключение приема алкоголя; избегание ситуаций потенциально угрожающих жизни. Залогом успеха в борьбе с эпилепсией является грамотно подобранное лечение и регулярный врачебный контроль.

Сити Клиник проводится диагностика и лечение эпилептолога

После осмотра эпилептолог, при необходимости, назначит дополнительные исследования:

• электроэнцефалографию
  • видео-ЭЭГ мониторинг
  • МРТ головного мозга
  • лабораторные анализы

Большинство исследований можно пройти непосредственно в нашем центре, что позволит врачу-эпилептологу точно определять текущее состояние пациента, объем необходимой терапии и добиться в итоге максимального результата лечения.

Очень часто эпилепсия сопровождается не только приступами судорог, но и другими симптомами, которые сам пациент не связывает с эпилепсией.

Именно поэтому, не стоит откладывать визит к врачу при наличии следующих жалоб:

• нервные тики (человек вздрагивает по утрам)
  • боли в животе
  • потеря сознания (без или с судорожным синдромом)
  • панические атаки
  • периодическое замирание и «отключение» от окружающей действительности (этот симптом свойственен детям и является признаком синдрома дефицита внимания)